Как быстро протестировать идею на пользователях, без затрат на разработку и снижения качества? Начать с MVP продукта.
MVP — это минимально жизнеспособный продукт (Minimum Viable Product) и первая рабочая версия решения с минимумом функциональности.
Чем полезен MVP
Минимально жизнеспособный продукт полезен для развития бизнеса, потому что с помощью него можно:
-
проверить реакцию пользователей и убедиться, что продукт закрывает их потребности;
-
оценить потенциальную окупаемость;
-
скорректировать стратегию продвижения;
-
получить обратную связь;
-
определить основную функциональность, которую нужно разрабатывать в первую очередь и снизить стоимость разработки;
-
доработать продукт;
-
показать инвесторам, что идея работает и заслуживает, чтобы в нее вложиться;
-
получить прибыль до того, как продукт будет полностью готов;
-
вовсе отказаться от дальнейшей разработки и не тратить деньги на заведомо неокупаемую идею.
Каким бывает MVP
MVP с одним параметром. Это ПО с основным функционалом, который компания хочет протестировать. А еще он помогает собрать вокруг продукта аудиторию, узнать ее мнение по поводу ценности решения.
MVP «Волшебника страны Оз». Он отражает свое название: функциональный продукт лишь иллюзия, вроде огненного шара, которым прикидывался волшебник из сказки. У такой версии продукта нет программного обеспечения, автоматизации и нужных интеграций. Пользователи этого не знают и видят обложку, сотрудники делают все вручную, а бизнес тем временем проверяет свою идею без дополнительных расходов.
MVP-консьерж. Тип MVP, который помогает компаниям тестировать идею без написания кода и автоматизации, в ручном режиме. Например, помогает клиентам и параллельно оценивает, будет ли спрос на идею и стоит ли начинать разработку.
Разрозненный MVP. Это сложный продукт, который компания собирает из готовых решений, чтобы не заниматься разработкой с нуля.
Как создать MVP
Чаще всего разработка MVP состоит из 7 этапов от проверки идеи до продукта. Эти этапы и их очередность зависят от компании, сферы и процессов в команде.
Этап 1. Определить, какую задачу решает продукт и какие ожидания от него будут у целевой аудитории.
Этап 2. Проанализировать конкурентов, их маркетинговые стратегии, процессы и каналы продаж. Это поможет понять, есть ли на рынке такие же решения, что уникальное можно добавить в MVP, чтобы отстроиться от конкурентов.
Этап 3. Описать портрет клиента и user flow. Это поможет понять, когда у пользователей может возникнуть потребность в продукте и какой путь им нужно пройти при взаимодействии с ним.
Этап 4. Выбрать функции, которые нужно разработать в первую очередь. Приоритет всегда отдается функциям, которые прямо помогают решать проблему пользователя, а разработку остальных оставляют на потом.
Этап 5. Провести SWOT-анализ. Он нужен, чтобы оценить потенциал идеи, определить возможности продукта, угрозы и сформировать бизнес-политику.
Этап 6. Создать MVP. Обычно его разрабатывают методом Lean, Scrum или Kanban.
Метод Lean. С таким методом компании сначала получают отзывы, и на основании них дорабатывают продукт.
Kanban. Решение разрабатывают по ходу появления новых данных или задач.
Работая по Scrum, команда занимается разработкой поэтапно. В конце каждого этапа анализирует результаты, выпускает обновления и собирает обратную связь.
Этап 7. Протестировать MVP. Это можно сделать с помощью сотрудников, друзей и знакомых или реальных пользователей. После теста нужно проанализировать фидбек пользователей, на основании него доработать MVP и снова тестировать.
После тестирования и добавления всех функций, минимально жизнеспособный продукт превращается в полноценный продукт. Остается поддерживать его, улучшать и масштабировать.
Примеры MVP
Uber
Создатели сервиса выпустили первую версию приложения, чтобы арендовать автомобили дешевле, чем через такси Сан-Франциско.
MVP назывался «UberCab» и был доступен для небольшой аудитории владельцев iPhone, в основном основателей и их друзей.
Все функции, которыми мы пользуемся сейчас, внедрялись постепенно по мере роста компании и расширения пользовательской базы.
Сервис задумывался, чтобы отслеживать статусы контактов. Но в процессе пользователи стали общаться статусами. Разработчики добавили возможность отправлять сообщения, а потом стали расширять функциональность приложения.
Airbnb
В 2007 году создатели сервиса заметили, что во время конференции Общества промышленного дизайна Америки все отели забронированы. Основатели установили матрасы в своих гостиных и создали веб-сайт, чтобы рекламировать и сдавать их на выходные.
MVP под названием «Airbedandbreakfast» помогло проверить идею, что владельцы домов не против сдавать свое жилье. Уже через год компания получила первые инвестиции и стала дорабатывать MVP проекта с простой функциональностью до того сервиса, что мы можем увидеть сейчас.
Резюме
MVP помогает бизнесу экономить время и ресурсы. На этапе тестирования MVP можно собрать отзывы пользователей и доработать продукт, а не тратить деньги на долгий цикл разработки, маркетинг и продвижение решения, которое потом нужно будет переделывать. Еще один плюс — возможность тестировать решения в продуктах, которые уже работают. Например, небольшими шагами внедрять обновления и функции, и проверять реакцию пользователей.
Если у вас есть идея сервиса или услуги, но вы не знаете, как подступиться к разработке — напишите нам на емейл или в телеграм.